Давно зрело - пора написать что есть EVAP , зачем он есть и с чем его есть :)
Дисклеймер:
Я расскажу про систему вентиляции бензобака то что я о ней знаю. Приведу выдержки из мануалов и переведу на русский язык в том объеме который кажется мне достаточным. Сведения не являются руководством к действию, а являются всего лишь информационным материалом
Для начала определимся что это за система.
Ретроспектива:
Уровень топлива в баке не является константой, как это порой не грустно. Работая, двигатель забирает топливо из бака - в силу того, что бак система почти герметичная, то вместо топлива в бак должен попасть воздух для того, чтоб в баке было атмосферное давление. Раньше эту проблему решали довольно просто, соединяя бак с атмосферой через "дыхательный " клапан. Но пары топлива не безопасны для здоровья и просто "вонючи". И начиная с 1971 года американских производителей автомобилей обязали более не делать автомобилей с прямой вентиляцией бака в атмосферу. С этого началась эпоха системы EVAPORATIVE EMISSION (EVAP)- системы вентиляции бензобака.
Дескрипшн:
Система улавливания паров бензина обычно состоит из компонентов:
Канистра с активированным углем- абсорбер,evap canister
Клапан вентиляции системы- vent valve(solenoid)
Клапан продувки -purge valve( solenoid)
Трубопроводов
Датчика давления в баке (fuel tunk pressure sensor)
Работает это все довольно примитивно. Когда мы заправляем автомобиль, то воздух из бака, а с ним и пары бензина должны как-то покинуть бак для того, чтобы отделить пары от воздуха. Всю эту смесь прогоняют через канистру с углем и выпускают на волю через вентиляционный клапан, который является нормально открытым. Именно с этим вообщем-то связанно требование глушить машину на заправке - при заведенном моторе клапан вентиляции закрыт! Пары накапливаются и хранятся в канистре с углем. Далее мы закрываем крышку бака и заводим мотор. ПСМ в зависимости от условий открывает клапан продувки и продувает канистру от паров бензина. ПСМ так же контролирует давление в баке с помощью датчика давления и либо вентилирует бак, если давление стало отрицательным, либо продувает, если давление положительное.
Так же с помощью определенных тестов ПСМ устанавливает насколько правильно работает вся система в целом. Например устанавливает герметична ли система, и качественно ли она продувается, не создается ли в баке неправильное давление (вакуум может повредить бак)...
Переходим таки к самому интересному - к поломкам.
Условно поломки можно разделить на электрические и механические.
Электрические :
0443 - проблемы с клапаном продувки - КЗ или обрыв в цепи
0449 - проблемы с клапаном вентиляции - КЗ или обрыв в цепи
0451 - неправильные показания датчика давления в бензобаке
0452 - обрыв в цепи датчика давления в бензобаке
0453 - КЗ в цепи датчика давления в бензобаке
0454 - неправильно изменяющиеся показания датчика давления в бензобаке
Механические :
0442 - обнаружена небольшая утечка в системе вентиляции
0446 - обнаружена проблема с вентиляцией системы
0455 - обнаружена большая утечка в системе
Все эти ошибки означают что с вентиляцией бензобака что либо не так. Наиболее часто встречающиеся проблемы с сиcтемой EVAP: Плохая проходимость на заправке - топливо очень сложно заправить, постоянно отщелкивается пистолет - почему? Скорее всего проблема с вентиляционным клапаном и как следствие с канистрой.
Клапан на наших машинках расположен в районе запасного колеса, а трубка, через которую происходит "вдох-выдох" системы выведена в район горловины. Место достаточно плохо изолированное от грязи и влаги. Сам клапан в неактивном состоянии открыт. Если клапан например застревает в открытом состоянии, то в его трубку заборник набивается грязь и вода, потому как система при работе вообщем-то поддерживает отрицательное давление и трубка, как пылесос, потихоньку сосет все это внутрь.
Дальше от большого количества влаги "умирает " уголь внутри канистры и ее уже не получается "продуть" вакуумом. Канистра по сути закупоривается и при заправке воздуху и парам бензина некуда деваться - воздух устремляется в горловину и поэтому пистолет начинает отщелкиваться.
Горит чек по утечке в системе - почему? Скорее всего проблема опять же в клапане вентиляции - он первым выходит из строя из за особенностей конструкции и "удачного" расположения.
Но так же имеет место быть не плотность закрытия крышки бензобака. Совсем экзотические случаи - механические повреждения системы. Горит чек по проблемам продувки - почему? Скорее всего путь продувки забит продуктами износа абсорбера, которые являются следствием "умершего " соленоида вентиляции. Это самый печальный случай - когда в системе приходится менять практически все - 2 клапана и канистру, трубопроводы прочищать.
Чек по системе EVAP горел все лето, а как стало холодно потух - все починилось? К сожалению нет. Просто система так устроена, что тесты она проводит только при температурах выше +4 градусов. И всю зиму она по сути проводит в анабиозе. Проверяются только электрические ошибки. Именно поэтому зимой обычно умирает канистра - клапан за ночь замерзает в открытом положении и с утра не может закрыться при подаче на него напряжения, а система не может проконтролировать герметичность и влажный воздух с грязью начинает поступать в канистру.
Ну как то так. Если есть вопросы - задавайте. Использованы материалы: рокавта - фото, алдата и оригинальный мануал - описание и ошибки, моя голова и руки - сбор, перевод и набивка текста
Система EVAP что как и почему
- rewers22
- Опытный
- Сообщения: 1112
- Зарегистрирован: 24 авг 2015 22:19
- Автомобиль: Cadillac Escalade 11\Cadillac CTS 09\Cadillac SRX 07
- Откуда: Москва , центр
- Контактная информация:
Система EVAP что как и почему
Ремонтирую GM очень много лет! http://kkk-service.ru/kontakti.php
Решаем любые проблемы по электрике и электронике (тюнинг электроники).
+7 (903) 753-57-19 Сергей
Решаем любые проблемы по электрике и электронике (тюнинг электроники).
+7 (903) 753-57-19 Сергей
- Ghostbusters
- Супермодератор
- Сообщения: 5738
- Зарегистрирован: 20 июн 2012 18:37
- Автомобиль: Cadillac Escalade III ESV
- Контактная информация:
Re: Система EVAP что как и почему
Очень здорово все написано, ясно и четко по делу.
Спасибо за труд.
Спасибо за труд.
- СЭМ СИБИРСКИЙ
- Эксперт
- Сообщения: 5836
- Зарегистрирован: 24 янв 2016 00:41
- Автомобиль: Кадиллак Эскалейд IV.
- Откуда: Сибирь
Re: Система EVAP что как и почему
Спасибо, хорошо разъяснил. Не знал про связь клапана и не заглушенной машины при заправке, почти никогда не глушил.
- Ghostbusters
- Супермодератор
- Сообщения: 5738
- Зарегистрирован: 20 июн 2012 18:37
- Автомобиль: Cadillac Escalade III ESV
- Контактная информация:
Re: Система EVAP что как и почему
Так сколько раз так автовладельцы попадали, когда повылезали чеки. И первым вопросом был: "А глушили ли вы авто на заправке?"СЭМ СИБИРСКИЙ писал(а):Спасибо, хорошо разъяснил. Не знал про связь клапана и не заглушенной машины при заправке, почти никогда не глушил.
- Skyline04
- Эксперт
- Сообщения: 5410
- Зарегистрирован: 22 сен 2014 08:18
- Автомобиль: HUMMER H2
- Откуда: Москва
Re: Система EVAP что как и почему
Сергею МЕГАРЕСПЕКТ! Я наконец то понял в чём смысл этой системы. Спасибо!