Система EVAP что как и почему

Обсуждаем все, что заставляет автомобиль двигаться.
Ответить
Аватара пользователя
rewers22
Опытный
Опытный
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 24 авг 2015 22:19
Автомобиль: Cadillac Escalade 11\Cadillac CTS 09\Cadillac SRX 07
Откуда: Москва , центр
Контактная информация:

Система EVAP что как и почему

Сообщение rewers22 »

Давно зрело - пора написать  что есть EVAP , зачем он есть и с чем его есть :)

Дисклеймер:
Я расскажу про систему вентиляции бензобака то что я о ней знаю. Приведу выдержки из мануалов  и переведу на русский язык в том объеме который кажется мне достаточным. Сведения не являются руководством к действию, а являются всего лишь информационным материалом

Для начала определимся что это за система.

Ретроспектива:
Уровень топлива в баке не является константой, как это порой не грустно. Работая, двигатель забирает топливо из бака - в силу того, что бак система почти герметичная, то вместо топлива в бак должен попасть воздух для того, чтоб в баке было атмосферное давление. Раньше эту проблему решали довольно просто, соединяя бак с атмосферой через "дыхательный " клапан. Но пары топлива  не безопасны для здоровья и просто "вонючи". И начиная с 1971 года  американских производителей автомобилей обязали более не делать автомобилей с прямой вентиляцией бака в атмосферу. С этого началась эпоха системы EVAPORATIVE EMISSION (EVAP)- системы вентиляции бензобака.

Дескрипшн:
Система улавливания паров бензина обычно состоит из компонентов:
Канистра с активированным углем- абсорбер,evap canister
Изображение

Клапан вентиляции системы- vent valve(solenoid)
Изображение

Клапан продувки -purge valve( solenoid)
Изображение

Трубопроводов 
Изображение

Датчика давления в баке (fuel tunk pressure sensor)
Изображение

Работает это все довольно примитивно. Когда мы заправляем автомобиль, то воздух из бака, а с ним и пары бензина  должны как-то покинуть бак для того, чтобы отделить пары от воздуха. Всю эту смесь прогоняют через канистру с углем и выпускают на волю через вентиляционный клапан, который является нормально открытым. Именно с этим вообщем-то связанно требование  глушить машину на заправке - при заведенном моторе клапан вентиляции закрыт! Пары накапливаются и хранятся в канистре с углем. Далее мы закрываем крышку бака и заводим мотор. ПСМ в зависимости от условий открывает клапан продувки  и продувает канистру от паров бензина. ПСМ так же контролирует давление в баке с помощью датчика давления и либо вентилирует бак, если давление стало отрицательным, либо продувает, если давление положительное. 

Так же с помощью  определенных тестов ПСМ  устанавливает насколько правильно работает вся система в целом. Например устанавливает герметична ли система, и качественно ли она продувается, не создается ли в баке неправильное давление (вакуум может повредить бак)...

Переходим таки к самому интересному - к поломкам.
Условно поломки можно разделить на электрические и механические.

Электрические :
0443 - проблемы с клапаном продувки - КЗ или обрыв в цепи 
0449 - проблемы с клапаном вентиляции - КЗ или обрыв в цепи 
0451 - неправильные показания датчика давления в бензобаке
0452 - обрыв в цепи датчика давления в бензобаке
0453 - КЗ в цепи датчика давления в бензобаке
0454 - неправильно изменяющиеся показания датчика давления в бензобаке

Механические :
0442 - обнаружена небольшая утечка в системе вентиляции
0446 - обнаружена проблема с вентиляцией системы 
0455 - обнаружена большая утечка в системе 

Все эти ошибки означают что с вентиляцией бензобака что либо не так. Наиболее часто встречающиеся проблемы с сиcтемой EVAP: Плохая проходимость на заправке - топливо очень сложно заправить, постоянно отщелкивается пистолет - почему? Скорее всего проблема с вентиляционным клапаном  и как следствие с канистрой.

Клапан на наших машинках расположен в районе запасного колеса, а трубка, через которую происходит "вдох-выдох" системы  выведена в район горловины. Место достаточно плохо изолированное от грязи и влаги. Сам клапан в неактивном состоянии открыт. Если клапан например застревает в открытом состоянии, то в его трубку заборник набивается грязь и вода, потому как система при работе вообщем-то поддерживает отрицательное давление и трубка, как пылесос, потихоньку сосет все это внутрь.

Дальше  от большого количества влаги "умирает " уголь внутри канистры и ее уже не получается "продуть" вакуумом. Канистра по сути закупоривается и при заправке воздуху и парам бензина некуда деваться - воздух устремляется в горловину и поэтому пистолет начинает отщелкиваться.

Горит чек по утечке в системе - почему? Скорее всего проблема опять же в клапане вентиляции - он первым выходит из строя из за особенностей конструкции и "удачного" расположения. 

Но так же имеет место быть не плотность закрытия крышки бензобака. Совсем экзотические случаи - механические повреждения системы. Горит чек по проблемам продувки - почему? Скорее всего путь продувки забит продуктами износа абсорбера, которые являются следствием "умершего " соленоида вентиляции. Это самый печальный случай - когда в системе приходится менять практически все - 2 клапана и канистру, трубопроводы прочищать.

Чек по системе EVAP горел все лето, а как стало холодно потух - все починилось?  К сожалению нет. Просто система так устроена, что тесты она проводит только при температурах выше +4 градусов. И всю зиму она по сути проводит в анабиозе. Проверяются только электрические ошибки. Именно поэтому зимой обычно умирает канистра - клапан за ночь замерзает в открытом положении  и с утра не может закрыться при подаче на него напряжения, а система не может проконтролировать герметичность и влажный воздух с грязью начинает поступать в канистру.

Ну как то так. Если есть вопросы - задавайте. Использованы материалы: рокавта - фото, алдата и оригинальный мануал - описание и ошибки, моя голова и руки - сбор, перевод и набивка текста :)
Ремонтирую GM очень много лет! http://kkk-service.ru/kontakti.php
Решаем любые проблемы по электрике и электронике (тюнинг электроники).
+7 (903) 753-57-19 Сергей

Аватара пользователя
Ghostbusters
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 5738
Зарегистрирован: 20 июн 2012 18:37
Автомобиль: Cadillac Escalade III ESV
Контактная информация:

Re: Система EVAP что как и почему

Сообщение Ghostbusters »

Очень здорово все написано, ясно и четко по делу.
Спасибо за труд.

Аватара пользователя
СЭМ СИБИРСКИЙ
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 5836
Зарегистрирован: 24 янв 2016 00:41
Автомобиль: Кадиллак Эскалейд IV.
Откуда: Сибирь

Re: Система EVAP что как и почему

Сообщение СЭМ СИБИРСКИЙ »

Спасибо, хорошо разъяснил. Не знал про связь клапана и не заглушенной машины при заправке, почти никогда не глушил. :oops:

Аватара пользователя
Ghostbusters
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 5738
Зарегистрирован: 20 июн 2012 18:37
Автомобиль: Cadillac Escalade III ESV
Контактная информация:

Re: Система EVAP что как и почему

Сообщение Ghostbusters »

СЭМ СИБИРСКИЙ писал(а):Спасибо, хорошо разъяснил. Не знал про связь клапана и не заглушенной машины при заправке, почти никогда не глушил. :oops:
Так сколько раз так автовладельцы попадали, когда повылезали чеки. И первым вопросом был: "А глушили ли вы авто на заправке?" :)

Аватара пользователя
вадим
Специалист
Специалист
Сообщения: 4559
Зарегистрирован: 20 апр 2013 09:36
Автомобиль: шевроле тахое GMT 900 2008 г.
Откуда: пермь
Контактная информация:

Сообщение вадим »

Наверное самое лучшее описание проблемы.Все по полочкам, чего мне лично не хватало до полного проникновения в тему.Спасибо Сергею.

Аватара пользователя
Skyline04
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 5410
Зарегистрирован: 22 сен 2014 08:18
Автомобиль: HUMMER H2
Откуда: Москва

Re: Система EVAP что как и почему

Сообщение Skyline04 »

Сергею МЕГАРЕСПЕКТ! Я наконец то понял в чём смысл этой системы. Спасибо! :beer:

Ответить